Реальная жизнь на дорогах таит самые неожиданные события, встреча с которыми затрудняет поездку. Темноту и непогоду можно преодолеть светотехникой и подходящей экипировкой. Большое число других факторов непредсказуемо. Опытный водитель должен знать модели поведения для любых ситуаций.
Ночные передвижения на мопеде
В темное время суток уменьшается видимость окружающих предметов, а также встречного транспорта и собственного мопеда. Последний фактор исправляется грамотным содержанием светотехники, яркой одеждой и светоотражающими полосками и наклейками. Стекло шлема или очки надо содержать в постоянной чистоте, у них не должно быть потертостей и царапин.
Разъезжаясь со встречными автомашинами, уменьшайте скорость. В любом случае, скорость передвижения ночью должна быть ниже, чем днем.
Перемещения на мопеде во время дождя
Любое ухудшение погоды затрудняет управление мопедом. Это происходит не только вследствие дискомфорта и плохой видимости, но и в основном из-за уменьшения коэффициента сцепления шины с дорогой. Во время дождя, при резком повороте руля или торможении, шины скорее пойдут «юзом», чем на сухом асфальте. Ухудшение сцепления с дорогой при дожде зависит во многом от шин. Здесь нужно отметить, что мягкие шины, имеющие специальный рисунок протектора с канавками, выдавливающими воду в сторону, делают поездку в дождь значительно безопаснее.
Особенно скользкой дорога становится при первых каплях дождя, так как смоченная водой пыль действует как смазка. Потом она смывается, и улучшается сцепление покрышек с покрытием дороги. Поэтому лучше переждать начало дождя. После адаптации к новым условиям не надо терять бдительности. Следует избегать резкого движения рулем и резкого торможения или ускорения.
На мопеде в критической ситуации
Мокрые рельсы очень опасны; переезжать их надо только под прямым углом и на малой скорости, контролируя перемещения других водителей. Помните об объезде пешеходных переходов и линий разметки полос, которые во время дождя скользят, как лед. Еще эти линии выступают на несколько миллиметров над дорогой, что ведет к потере контроля над мопедом. Итак, надо запомнить, что в дождливую погоду осторожность должна соблюдаться сильнее, чем ночью. На дорогах можно встретить посторонние предметы (бутылки, камни, доски и другие), а также дефекты в покрытии (ямы, лужи масла, открытые и проваленные люки, колеи, продавленные в асфальте).
Обычно водитель не успевает сориентироваться, если попадает на солярку или разлитое масло. Единственный совет – объезжать любые подозрительные пятна, а также снижать скорость и быть внимательным.
Препятствие, обнаруженное заранее, надо объехать, если вы успели проверить, что не помешали другим водителям. Если уже поздно, то надо тормозить. Причем, когда колеса идут «юзом», торможение должно быть прерывистым, то есть на мгновение отпускать, а потом вновь нажимать на рычаги тормозов. По такому принципу функционируют автоматические антиблокировочные системы (АБС), которыми снабжены современные скутеры. Такой навык приходит не сразу, а с опытом (то есть после падений). Закрепить его можно, привыкая «притормаживать» в обычной обстановке на дороге.
Чего нельзя делать на мопеде
Существуют вещи, запрещенные не только ПДД (и подлежащие штрафу), но и представляющие реальную угрозу для жизни.
Движение на мопеде в отсутствии света
В правилах дорожного движения есть четкое указание, касающееся световых приборов: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы: на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света…»
Такое движение опасно не только возможностью пропустить яму или кирпич. Гораздо хуже, что водитель догоняющей или встречной машины не подозревает о мопеде — «невидимке». Поэтому лучше не ездить в темное время, или устранить неполадку.
Буксировка мопеда
Пункт 24.9. ПДД РФ гласит: Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Буксировка одного мопеда другим по прямой и с небольшой скоростью сама по себе не опасна. Но в случае провисания буксирного фала (что неизбежно на спуске и во время торможения переднего транспортного средства), он обязательно попадет под переднее колесо буксируемого мопеда, и произойдет падение.
Движение со спущенным (полуспущенным) колесом
Это опасно из-за двух причин: мопедом трудно управлять, и после езды шина становится миной замедленного действия. Большие деформации приводят к местному перегреву и разрушению нитей корда. В результате такая шина может в любой момент буквально взорваться.
Провоз пассажира на мопеде или мотоцикле начинающим водителем
В пункте 22.2 1 ПДД (глава «Перевозка людей») написано следующее: «Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.«
Посадив на мопед пассажира — вы становитесь ответственным за его здоровье и жизнь. Поэтому, если у вас недостаточно опыта вождения двухколесного «коня» — лучше воздержитесь от перевозки людей на заднем сиденье мопеда.
Помните, что правила дорожного движения написаны на основе многолетнего опыта эксплуатации транспортных средств. Если в «правилах» что-либо запрещено — то это сделано на основе статистики происшествий на дороге.