Редкий советский мальчишка не мечтал о «дырчике» вроде Риги, Карпат, Дельты или Верховины. Эти «стальные кони» спокойно выдерживали двух седоков и багаж, преодолевая при этом немалые расстояния как по городу, так и в сельской местности.
Они были экономичны, просты в обслуживании и управлении. Такой мопед был довольно дефицитной игрушкой и никогда не залеживался в магазине. В общем, в советские времена владелец мопеда был однозначно фигурой статусной. Да и девушки западали на пропахших бензином мотолюбителей.
Для управления таким транспортным средством не требовались права.
В середине прошлого века спрос на советские мотоциклы значительно упал, в первую очередь из-за своей дороговизны. Поэтому правительство решило стимулировать этот спрос начав новое производство мототехники, более дешевой и простой. Так на дорогах СССР появились мопеды, мокики и мотовелосипеды.
Первые мотовелосипеды начал выпускать легендарный Киевский мотоциклетный завод. После войны, на немецком оборудовании «Вандерер» он наладил выпуск мотовелосипедов «Киевлянин».
Первопроходцем в создании первых мопедов стал Рижский велосипедный завод « Красная звезда» (Саркана звайгзне).
Для выпуска мопеда Рига-18 был хорошенько изучен зарубежный опыт, однако модель получилась не очень удачной.
Со временем, модели становились более техничными и экономичными.
Не меньшую славу завоевал и Львовский мотоциклетный завод. С его конвейера сходили легендарные «Верховины». Позже, советские мотопризводители начали выпуск мопедов нового класса, получившие название «мокики». На них уже не устанавливали велосипедный привод, а заводились они с помощью кик-стартера. У латышей это была «Дельта» , у украинцев – «Карпаты». «Дельта» очень походила на заграничные аналоги, а «Карпаты» получили популярность за свои туристические и спортивные варианты. Очень актуальным во времена советского дефицита было то, что запчасти устанавливали на все модели одни и те же. Мотовладельцы были довольны!
Владельцы советских мопедов — отзовитесь. Поделитесь своим опытом в комментариях.