Производители уже много лет устанавливают на скутеры четырехтактные двигатели, и за эти годы у этих движков появились как свои сторонники, так и противники. На сегодняшний день, вряд ли найдется китайский скутер, оснащенный каким либо движком кроме четырехтактника. Мопеды «Альфа» и им подобные тоже оснащены четырехтактным двигателем.
Изобретателем четырехтактного двигателя (как собственно и двухтактного) считают немца Николауса Августа Отто. По имени этого изобретателя двигатели внутреннего сгорания часто называют двигателями Отто.
Принцип работы двухтактного двигателя
В двухтактных двигателях процесс проходит в два такта.
Первый такт – поршень подымается вверх при этом сжимает топливную смесь, она воспламеняется. При движении поршня вверх выхлопные газы выталкиваются через специальные окна в стенках цилиндра. Вместе с ними выбрасывается часть свежей топливной смеси.
Второй такт – расширившиеся газы толкают поршень вниз, выхлопные газы выходят, а их место занимает свежая топливная смесь. Топливная смесь выталкивается из картера двигателя за счет движения поршня вниз.
Весь цикл работы происходит за один оборот коленчатого вала.
![](https://moto-alfa.ru/wp-content/uploads/2024/05/Two_stroke_engine-1024x384.png)
Иногда для упрощения понимания работы двухтактного мотора, его изображают в упрощенном виде. Например в школьных учебниках по физике были такие картинки.
Поэтому многие полагают, что топливная смесь из карбюратора поступает напрямую в цилиндр. Но глядя на эту картинку, мне непонятно за счет чего топливная смесь будет «затянута» в цилиндр. На самом деле смесь в цилиндр выталкивается из картера за счёт движения поршня вниз.
Принцип работы четырехтактного двигателя
В четырехтактных двигателях процесс происходит немного иначе.
Первый такт – поршень опускается вниз, открывается впускной клапан подавая топливную смесь в цилиндр. В нижнем положении поршня клапан закрывается.
Второй такт – поршень поднимается вверх сжимая смесь, при этом оба клапана закрыты. Смесь воспламеняется при помощи свечи зажигания в самом конце второго такта.
Третий такт – газы быстро расширяются, двигая поршень вниз, при этом оба клапана снова закрыты.
Четвертый такт — выпуск отработанных газов. Поршень двигается вверх, выпускной клапан открывается, отработанные газы выходят в выхлопную трубу. Когда поршень достигает верхнего положения – клапан закрывается.
За эти четыре такта происходят два полных оборота коленвала.
Сравнение четырехтактных и двухтактных двигателей
Можно смело сказать, что устройство четырехтактных двигателей сложнее чем двухтактных. Для управления топливной смесью и выхлопными газами здесь используются клапаны, которые необходимо вовремя закрывать и открывать. Также необходимо грамотно обслуживать механизм газораспределения: регулировать тепловой зазор клапанов, следить за состоянием цепи (или ремня), приводящей в движение распредвал. При этом четырехтактники оказываются более надежными и экономичными. «Характер» их более ровный и спокойный.
Еще один недостаток двухтактников заключается в том, что на их работу влияет конфигурация впускного и выпускного тракта. Например, если отсоединить глушитель у двухтактника, или заменить его на другой, не подходящий по характеристикам — мощность двигателя упадет.
Поскольку картер двухтактника тоже участвует в процессе движения топливной смеси — его герметичность имеет большое значение в работе двигателя. Двухтактник, например, может не завестись из-за плохого состояния сальников коленвала.
В последнее время в мотостроении четко наметилась тенденция оснащать новые модели скутеров четырехтактными двигателями. Этому есть несколько причин. Например, неэкологичность и высокий расход топлива у двухтактных двигателей. Однако на сегодняшний день так же существуют производители, которые занимаются разработкой нового поколения двухтактных двигателей.
Если сравнивать мощность двухтактного и четырехтактного двигателей , то здесь пальма первенства конечно будет за двухтактником. К тому же, время разгона скутера оснащенного четырехтактным двигателем несколько больше чем двухтактного.
Однако,если к двигателю предъявляют требования по экономичности, надежности — то здесь четырехтактные моторы вне конкуренции. К тому, же эти двигатели отличаются негромкой работой.
В четырехтактном двигателе смазка коленвала с подшипниками, поршня, компрессионных колец, цилиндра, поршня и его пальца осуществляется посредством подачи масла при помощи маслонасоса, а также разбрызгиванием. Коленчатый вал такого двигателя постоянно находится в масляной ванне. Это позволяет не смешивать топливо с маслом или добавлять его в специальный бачок. А значит отпадает необходимость приобретать специальное масло, как для двухтактников. Заливаем в топливный бак чистый бензин и едем.
Но с другой стороны — система смазки, это слабое место четырехтактного двигателя. Дело в том, что для нормальной работы системы смазки двигатель всегда должен находиться в вертикальном положении, или близок к этому. Чтобы маслонасос постоянно подавал смазку — необходимо чтобы в картере двигателя был определенный объем масла, и чтобы заборная трубка маслонасоса постоянно была погружена в масло. Именно по этой причине все ручные бензоинструменты (бензопилы, триммеры, бензорезы, мотобуры) имеют двухтактный двигатель. Двухтактный двигатель может работать в любом положении, достаточно обеспечить подачу топливной смеси в карбюратор, а вместе со смесью приходит смазка.
Подводим итоги
Четырехтактные двигатели являются более надёжной, экономичной и экологичной моделью тепловых двигателей. Всё чаще их устанавливают на малую бензотехнику (бензогенераторы, мотоблоки, мотопомпы) и мототранспорт (мотоциклы и мопеды).
Но двухтактным двигателям пока не придумали достойной замены там, где возможны сильные наклоны мотора при работе, например это бензопилы, бензотриммеры и т.п. К тому же двухтактники обычно легче, проще и дешевле своих четырёхтактных собратьев.