Очень часто причиной того, что двигатель не заводится является отсутствие искры на свече зажигания. Диагностируется это очень просто:
- нужно выкрутить свечу из двигателя (или взять запасную),
- одеть на нее свечной колпачок,
- включить зажигание,
- прижать свечу к «массе»
- прокрутить двигатель стартером, а лучше кикстартером.
Если между электродами свечи не проскакивает искра — завести двигатель не получится.
Но к счастью система зажигания на мопедах Альфа довольно проста и найти неисправность можно своими силами.
Я всегда стараюсь при поиске неисправности соблюдать принцип «от простого к сложному». То есть прежде, чем разобрать половину мопеда — нужно попытаться проверить все что легко и дёшево проверяется.
Для начала вспомните что предшествовало неисправности: может быть проводились какие то работы или может были механические повреждения (например мопед упал). Если что-то подобное происходило — начинайте поиск неисправностей именно оттуда. Высока вероятность, что при осмотре найдете оборванный провод, повреждения изоляции, повреждённый разъём или ещё что-то.
Обязательно попробуйте прокрутить двигатель кикстартером, бывает, что стартер крутит слишком медленно и искры нет.
Свеча, высоковольтный провод, наконечник
Далее по списку идёт свеча зажигания. Бывает, что внешне исправная свеча не работает, поэтому свечу лучше сразу заменить на заведомо исправную. Даже если свеча была исправна — ничего страшного, свечи — это «расходники».
Обязательно берите свечу, рекомендованную производителем мопеда, или ее полный аналог, подобранный по каталогу. Не слушайте «специалистов», которые советуют нестандартные свечи, например с увеличенным зазором или тремя электродами.
Если свеча исправна, а искры нет — проверяем наконечник свечи и высоковольтный провод. На них не должно быть механических повреждений, трещин.
Катушка зажигания
Если все с виду целое — проверяем катушку зажигания. Для этого отсоединяем её (запоминая как подключены провода) и мультиметром проверяем сопротивление обмоток.
Первичная обмотка выполнена из более толстого медного провода. Её выводы соединены с двумя клеммами-разъемами на торце катушки. Она имеет небольшое количество витков и поэтому ее сопротивление мало, примерно 0,5-5 Ом. Один провод катушки соединён с «массой» — нужно проверить его, приложить один щуп мультиметра к ближайшей металлической части мопеда, а второй — с разъемом катушки. Сопротивление должно быть близко к нулю.
Высоковольтная катушка состоит из нескольких тысяч витков очень тонкого медного провода, поэтому ее сопротивление должно быть порядка 2-5 кОм. Сопротивление нужно измерить между контактом катушки, соединённым с массой и жилой высоковольтного провода.
Таким образом мы проверим катушку на обрыв, но без специального оборудования мы не можем проверить другие неисправности катушки, например межвитковое замыкание, поэтому пока оставим катушку в покое, ещё и потому что катушка без видимых механических повреждений скорей всего рабочая.
Коммутатор
Для проверки коммутатора нам потребуется контрольная лампа — это обычная лампочка на 12 Вольт с выведенными проводками для удобства подключения. Контрольную лампочку и подключаем ее одним концом к проводу массы, вторым к проводу катушки зажигания. Крутим стартером двигатель.
Если лампочка загорится — коммутатор и его проводка исправны. Если лампочка гореть не будет, значит неисправен коммутатор, либо проводка коммутатора. Для того чтобы быть на 100% уверенным, что дело не в коммутаторе — я рекомендую его заменить на заведомо исправный. Коммутатор для китайских мопедов стоит недорого, если вдруг окажется что старый коммутатор исправен — пусть лежит у вас до «прозапас» до следующей проверки.
Генератор и датчик зажигания
Проверить генератор и датчик можно не снимая с двигателя.
На коммутатор приходит всего пять проводов. Снимаем разъем коммутатора, переводим мультиметр в режим измерения сопротивления. Один щуп мультиметра соединяем с зеленым проводом в разъеме коммутатора — это масса. Другой щуп соединяем с красным проводом — это катушка питания системы зажигания. Сопротивление должно быть порядка 300 Ом.
Оставляем один щуп на зеленом проводе, второй соединяем с синим (датчик искры). Сопротивление должно быть порядка 150 Ом.
Следующую проверку удобнее делать вдвоем: один крутит двигатель кикстартером, а второй проводит измерения тестером.
Переводим тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 2V или, если в вашем тестере есть такая возможность на 200mV. Одним щупом касаемся любой металлической части скутера или двигателя, другим щупом — провода датчика (на картинке выше он подписан как датчик Холла, но на самом деле это индуктивный датчик зажигания). Крутим двигатель кикстартером и смотрим на дисплей мультиметра. Если на дисплее забегали циферки — значит датчик генерирует сигнал и с ним все в порядке. В противном случае — датчик неисправен или оборвался провод.
Переводим тестер в режим измерения переменного тока, диапазон около 200 Вольт. И опять крутим двигатель — если напряжение появилось (цифры забегали) — значит обмотка исправна.
Замок зажигания
Очень редко бывает, что выходит из строя замок зажигания. Проверить его тоже очень просто. В разъеме коммутатора измеряем спротивление между зеленым (масса) и черным проводом (остановка двигателя). При выключенном зажигании должно быть сопротивление 0 Ом (провод замкнут на массу). При включенном зажигании сопротивление должно быть равно бесконечности (на табло будет высвечиваться «1___»).
Подводим итоги
В статье описаны способы быстро проверить исправность практически всех составляющих системы зажигания. Для этого достаточно иметь только мультиметр.
Если знаете более простые способы проверки или что-то описано не достаточно подробно — пишите в комментариях. Буду рад улучшить статью по вашим отзывам.
все проверили на мопеде альфа все работает но искра то есть то нету в чем может быть причина
Обычно мозг коммутатор выносит. Попробуйте поменять на новый. Если не поможет — ищите место плохого контакта. Тут только внимательность и терпение помогут.
Может плохо свечу закрутил
Всё поменял каммутатор, катушку зажигания. Нихрена у меня мопед дельта 80сс, ничего
Есть еще катушка генератора и датчик зажигания. Нужно их тоже проверить. Бывает еще (но очень редко), что замок зажигания баралит.
Геніратор
Магнитная катушка возле лапки передач
Искра то есть, то нет. В чем может быть проблема?
Причина может быть в чём угодно. Читайте статью, проверяйте всё по порядку.
Подскажите в чём проблема
Когда я завожу альфу она работает а потом глохнет(пропадает искра)чуть постоит и она появляется.
Комутатор работает высоковольтная катушка на свечку тоже работает.
Она поработает и всеода искра пробадает через одно и тоже время
А точно искра пропадает? У меня похожая картина была при запуске холодного двигателя с закрытой воздушной заслонкой. Пару минут двигатель работает, потом обороты начинают падать и нужно в этот момент открыть воздушную заслонку.
Если точно искры нет — проверяйте систему зажигания, там не так много элементов. В статье всё описано по шагам.
Пропала искра на ходу, броне провод новый, в чем проблема не понимаю
Кроме высоковольтного провода есть ещё куча элементов системы зажигания. Прочитайте внимательно статью, там всё расписано по шагам.
У меня 150куб Альмото искра была поставил на зимовку до конца ездил выгоняю, искры нет, проводка целая вроде новая мотоциклу год
Проведите диагностику, в статье все описано подробно.
Что делать если я все поменял , Катушку зажигание , картошку генератора , свечи , камутаторы ,все поменял но искры нету что делать ?
Нужно брать мультиметр и по-порядку проверять все цепи зажигания. В статье есть методика проверки замка зажигания и генератора, попробуйте с этого начать. Либо съездить к автоэлектрику.