Что будет, если залить 92-й бензин вместо 80-го?

Автор: | 14.01.2022

В далёком 2008 году, с вводом Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», было запрещено производство бензина марок АИ-76 и АИ-80. На практике введение этой нормы несколько раз откладывалось. В итоге топливо АИ-76 и АИ-80 сняли с производства 1 января 2011 года. Фактически с этого дня Россия перешла экологический стандарт топлива «Евро-3».

На 76-м и 80-м бензине работает садовая техника, старые отечественные машины, некоторые мотоциклы и лодочные моторы. Для владельцев этой техники встал вопрос: чем заправляться, если в продаже нет 76 бензина? Лично у меня в саду имеется мотокультиватор «Крот», произведенный в 90-е годы. Поэтому я и заинтересовался этой темой.

Самый простой вариант

Производство 80 бензина не было полностью запрещено. Производить можно бензин любых марок, главное чтобы его остальные показатели соответствовали нормам экологичности, прописанным в техрегламенте. Поэтому некоторые мелкие нефтеперерабатывающие заводы его еще производят. При желании можно найти в крупном городе одну-две заправки на которых продают бензин АИ-80.

Минусы этого варианта:

  • Очень ограниченное число заправок, возможно за бензином Вам надо будет ехать на другой конец города, если конечно в городе найдется такая заправка.
  • Низкое качество топлива (поскольку его производят мелкие, иногда полукустарные заводы).
  • Цена будет близка к цене 92 бензина.

Наш вариант

Некоторые «механики», начитавшись советских книжек, и современных форумов, рассказывают, что использование высокооктанового бензина в старых моторах приведёт к прогоранию поршней и клапанов. А еще это чревато повышенным расходом, потерей мощности, увеличением токсичности выхлопа. Это якобы происходит потому что скорость сгорания 92 бензина существенно ниже.

На самом деле все эти страшилки про прогоревшие поршни остались в эпохе применения этилированного бензина. В те времена добавки тетраэтилсвинца и ферроцена сильно замедляли процесс сгорания топлива. Но сейчас использование этих веществ запрещено. Современные технологии повышения октанового числа наоборот, улучшают сгорание топлива. Поэтому скорость сгорания более высокооктанового бензина не настолько ниже, чтобы привести к перегреву и прогоранию деталей двигателя.

Таким образом можно смело заливать 92-ой бензин в старую технику, рассчитанную на 76-ой и 80-ый. Единственное, что желательно сделать (раз уж скорость сгорания немного ниже), это увеличить угол опережения зажигания на 3-5 градусов. Это приведет к более полному сгоранию топлива и, как следствие, к повышению мощности и снижению токсичности выхлопных газов.

Плюсы это варианта очевидны:

  • Самый главный плюс — минимум доработок двигателя. Увеличение угла опережения зажигания я бы не считал за доработку, скорее это регулировка.
  • Бензин АИ-92 есть на любой заправке, дефицита в ближайшее время не предвидится.
  • Поскольку 92-ой бензин производится крупнейшими заводами и продается на всех «фирменных» заправках — качество должно быть на высоте.
  • Поскольку топливо теперь соответствует Техрегламенту — оно меньше загрязняет окружающую среду.
  • За счет наличия в топливе современных присадок двигатель будет чуть «чище», меньше отложений в камере сгорания — дольше жизнь двигателя.

Есть и минусы (на мой взгляд незначительные):

  • Не все двигатели позволяют регулировать угол опережения зажигания. И не все владельцы умеют это делать. Возможно кому-то придётся обратиться к опытным автомеханикам.
  • Цена 92-го бензина чуть выше чем 80-го.

Сложный вариант

Поскольку высокооктановый бензин имеет большую стойкость к детонации — это значит его можно использовать в двигателе с большей степенью сжатия. Это позволит наиболее полно использовать энергию топлива.

Степень сжатия — отношение полного объёма цилиндра двигателя внутреннего сгорания (при положении поршня в нижней мёртвой точке, НМТ) к объёму камеры сгорания (надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в верхней мёртвой точке, ВМТ).

Таким образом, чтобы повысить степень сжатия нужно либо увеличить полный объем цилиндра (что на практике без полной переделки двигателя недостижимо). Либо можно уменьшить объем камеры сгорания. Это можно сделать на станке, сточив немного металла с головки двигателя. После этой доработки угол опережения зажигания тоже подлежит регулировке.

Основной плюс этого метода — более полное использование потенциала бензина, а значит повышение мощности двигателя и снижение расхода топлива. Сюда же можно добавить почти все плюсы предыдущего метода, за исключением простоты дороботки.

Доработка двигателя для этого способа довольно сложна:

  • Доработка возможна не на всех двигателях.
  • Нужно рассчитать толщину снятого металла. Если снять больше чем нужно — возможно появление детонации.
  • Доработка в кустарных условиях практически невозможна, необходимо применение фрезерного станка и навыки работы с ним. А это требует определенных затрат.

Подводим итоги

Я попытался вкратце рассмотреть решение проблемы с топливом для старых двигателей. Какой способ выбрать — каждый решит сам. Лично я выбрал способ с увеличением угла опережения зажигания. И вот уже который год двигатель моего «Крота» работает на 92-бензине. При этом чувствует себя довольно хорошо: поршень не прогорел, тянет вполне прилично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *