Каждый владелец мототехники иногда сталкивается с потребностью разобрать какого-либо узел в своём «двухколёсном друге».
В том случае, если ваш агрегат сравнительно новый и не использовался в зимнее время, то теоретически жутких проблем при разборке появиться не должно. Для начала, необходимо выяснить, какие конкретно болты, винты или гайки вам нужно будет открутить. На современную технику как правило ставят винты с шлицами трёх разновидностей.
Шлиц крестовой
Этот шлиц бывает различных размеров. При вывинчивании таких винтов надо подобрать такую отвёртку, которую можно «вогнать» в шлиц лёгким ударом молотка или руки. Если вставить отвёртку в шлиц как положено не выходит и она всё равно качается, попробуйте сделать следующее. Возьмите стальной молоток (грамм двести или триста), и хорошенько зацепившись, забейте головку винта таким образом, чтобы его верхушка чуток сплющилась. Главное, не перестарайтесь. До состояния «блина» расплющивать «непокорный» винт не нужно. Удар должен приходиться параллельно оси самого винта, строго вертикально. Также можно воспользоваться выколоткой из куска стального прута размером 7-10 см. Таким ударом мы решим две проблемы одним махом. Во-первых, в сплюснутый шлиц отвёртку будем загонять тем же нашим молотком. Во-вторых, таким ударом разрушится плёнка окислов, которая рано или поздно образуется в резьбе и «сращивает» в одно целое винт и место его ввинчивания.
Внутренний шестигранник
Болт с внутренним шестигранником. Здесь обстоятельства такие же, как и с крестовой отвёрткой, но более сложные. Надо учитывать, что чем меньше размер такого болта, тем он капризнее к материалу из которого сделан и к самому инструменту. Здесь мы используем тот же приём с ударом по шапке болта. Единственное чего делать не стоит так это расплющивать болт, так как к хорошему это не приведёт.
Шлиц прямой
Этот шлиц очень редко применяют в импортной технике. А вот раньше он был сильно обожаем советскими конструкторами. Чтобы выкрутить винт с прямым шлицом отвёртку надо выбирать таким же образом, как и для крестового. Здесь задачу можно упростить. Подгоним размер острия отвёртки под такой же размер, используя наждачный камень.
Шестигранная головка
Эта деталь в подробных пояснениях не нуждается. Одно лишь вам посоветую: для того, чтобы снизить вероятность сорванных граней шестигранника, по возможности желательно использовать торцевые или накидные ключи.
Главное условие: инструмент должен плотно прилегать к крепёжной детали. Не торопитесь и будьте внимательными, иначе вы можете испортить саму деталь, а в худшем случае и инструмент. Тем более, если вы «обрубите» грани, то уже вряд ли вам удастся вывинтить такой винт подручными средствами.
Если не получилось
На тот случай, если резьба, несмотря на все ваши усилия, не поддаётся, подскажем вам ещё несколько дополнительных способов воздействия.
Первый шаг – простукивание. Это тот способ, который мы упоминали в рассказе о крестообразном шлице.
Второй шаг – растворение нагара или окиси внутри резьбы, с последующей смазкой резьбы. Для решения этой задачи применяют различные жидкости, например, WD-40. Так как тормозная жидкость обладает отличной способностью просачиваться в самые малюсенькие зазоры, то её тоже можно использовать для смазки. Чтобы очистить ржавчину, как правило, используют уксус или уксусную кислоту, а также преобразователи ржавчины. Не забудьте о методах предосторожности при работе с химреактивами.
Третий шаг – формирование резкого перепада температуры. Для этого крепёжную деталь нужно сначала нагреть до 200-300°, а потом резко охладить. Охлаждать можно с помощью воды или особого баллончика, который используют электронщики. Способ достаточно результативный, но не всегда выполнимый. Из-за нагрева газовой горелкой резиновые сальники, уплотнительные детали и прокладки зачастую разрушаются. Надо также учесть, что от перегрева алюминиевую деталь может «повести», поэтому нужно быть предельно осторожным.
И ещё одна рекомендация. Если вы сэкономите на инструменте, то велика вероятность, что придётся дополнительно потратиться в процессе ремонта. К примеру, если крестовая отвёртка плохого качества, то она вполне может испортить и такой винт уже придётся высверлить. Подобный прокол на картере двигателя может привести к тому, что понадобиться заваривать все эти художества аргоном со следующим нарезанием новой резьбы. И это, поверьте, обойдётся вам намного дороже, чем изначально приобрести новую отвёртку или новую насадку нужного размера.
Резкий перепад температур не может, а точно поведет алюминиевые детали. Такой способ этосразу же убийство двигателя. Нужно спокойно и без суеты подождать пока вэдэха сделает свое дело. Если использовать хорошую, например Ликви Моли, за 30-40 минут гарантированно откиснет любая резьба, если она не сорвана или не получила наклепа от умелых рук сборщика.