Перевод заднего фонаря на светодиоды

Автор: | 15.05.2019

Я давно заметил, что задний габаритный фонарь светит очень тускло. Его не видно уже метров с пяти. Мало того, что это опасно (особенно ночью), но и плюс ко всему ток он потребляет приличный. Поэтому решил я переделать его на светодиоды.

Была еще мысль заказать фонарь на Али, благо выбор светодиодных фонарей там богатый, но смущало то, что не всегда продавцы указывают присоединительные размеры, есть шанс, что прождешь его месяц, получишь — а он не подойдет.

Плюсы светодиодов

Почему светодиоды лучше чем лампы им накаливания:

  • Они потребляют в разы меньше энергии при той же светоотдаче,
  • они меньше энергии переводят в тепло, а значит меньше греются и при случайном касании не расплавят пластик фонаря, не лопнут от попадания воды и не обожгут руку,
  • срок службы светодиодов гораздо больше (если не превышать допустимый ток), они не боятся вибрации и воды.

Теперь о минусах (как же без них):

  • Светодиоды не любят превышения допустимого (рабочего) тока и могут быстро сгореть из-за этого. Поэтому им нужны специальные «драйверы» или (на худой конец) токоограничивающие резисторы.
  • Светодиоды имеют более направленный свет и зачастую нуждаются в специальных линзах (в нашем случае это не критично)
  • Светодиоды со временем «деградируют» (хотя лампы накаливания тоже тускнее светят со временем).

Реализация задумки

Изучив немало материалов в Интернете и проконсультировавшись с опытными людьми, я решил, что нет особого смысла городить драйверы для светодиодов, и достаточно будет подобрать резисторы, чтобы ток был в нужных пределах.

Чтобы не сверлить кучу отверстий под светодиоды и не связываться с травлением платы — я решил сделать её из макетной платы в которой уже есть отверстия и останется только равномерно распределить светодиоды по ним. Вот так выглядит вырезанное основание под светодиоды и токоограничивающие резисторы.

Основа из макетной платы

Следует учитывать, что блестящий корпус фонаря проводит электричество (хорошо что я это понял до установки на мопед). Поэтому нужно предусмотреть изоляцию платы от корпуса.

Для подбора резисторов я не стал делать сложных рассчетов. Первое, что нужно рассчитать — это количество светодиодов, включаемых последовательно.

Итак, напряжение в сети мопеда обычно (при исправном регуляторе) находится в пределах 12-14,5 Вольт. Падение напряжения на большинстве светодиодов составляет 2,5 Вольта. Значит нужно соединить последовательно пять светодиодов, тогда на них «упадёт» 2,5×5=12,5 Вольт.

Но если просто подключить пять последовательно соединённых светодиодов к бортовой сети мопеда — они очень быстро сгорят, поэтому им нужны токоограничивающие резисторы. Ещё нам нужно сделать два режима работы фонаря: габариты и стоп-сигнал.

Светодиоды я выбрал красного цвета, Kingbright L-1543SRC-E

В сети есть куча калькуляторов для рассчёта светодиодов, можно воспользоваться ими, но я пошел более простым и наглядным путем: собрал цепь из пяти светодиодов, соединённых последовательно, к ним последовательно соединил реостат и тестер в режиме миллиамперметра, подал в цепь питание и вращением ручки реостата добился тока в цепи около 20 мА. Затем просто замерил тестером сопротивление реостата. После этого я сделал ещё один замер, на этот раз добился тока порядка 10-12 мА (для габаритов). Затем по результатам подобрал ближайшие номиналы резисторов. Честно говоря не помню какие резисторы выбрал, да и не особо это важно так как лучше подобрать ток для габаритов на свой вкус, вдруг кому то надо поярче или наоборот, чтобы разница между свечением габаритов и стороны была максимальной.

По мощности резисторов — достаточно 0,125Вт, но я взял с запасом — 0,25Вт.

По количеству — я решил сделать пять параллельных цепочек светодиодов. Итого получается 25 светодиодов. Светит довольно неплохо, гораздо лучше, чем лампа накаливания, которая была раньше там установлена. Вот несколько фото.

Итоги

Для первого раза, я считаю, получилось неплохо. Но если я надумаю переделывать фонарь на другом мопеде я сделаю немного по-другому:

  • Не буду брать макетную плату с отверстиями, а вытравлю свою. Это даст возможность более плотно размещать светодиоды.
  • Увеличу количество светодиодов процентов на 30, чтобы было лучше видно даже днем.
  • Возможно светодиоды и резисторы будут поверхностного монтажа, чтобы плата была односторонней и не пришлось ее изолировать снизу.

Если у Вас есть замечания или вопросы по переделке фонаря на светодиоды — задавайте в комментариях.

Перевод заднего фонаря на светодиоды: 1 комментарий

  1. Павел

    Отличные статьи, жаль, что их мало. Автор, пиши еще)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.