Топливная смесь (смесь бензина с маслом) нужна для работы мелкой бензотехники. Например она используется в бензопилах, триммерах, газонокосилках, мотопомпах и т.п. Также смесь используется в скутерах и мопедах с двухтактными двигателями. Велосипедные моторчики (типа советского Д-6 и его китайских аналогов F50 и F80) тоже используют смесь бензина и двухтактного масла. Давайте разберемся как правильно готовить эту смесь.
Зачем нужно добавлять масло в бензин?
Смесь масла с бензином используется в основном в двухтактных двигателях. Это обусловлено его конструкцией: в двухтактных двигателях нет отдельной системы смазки. Все трущиеся детали (подшипники коленвала, пара цилиндр-поршень) смазываются за счет попадания на них топливной смеси.
Смесь во время движения поршня вверх засасывается в картер двигателя. Здесь она разбрызгивается везде где это возможно. Тем самым масло, разведенное в бензине, попадает везде где нужна смазка.
При движении поршня вниз, смесь попадает в камеру сгорания, и при возвращении поршня вверх сжимается и поджигается свечой зажигания.
Получается, что масло в двухтактном двигателе «одноразовое», оно сгорает и выбрасывается в атмосферу сразу после его применения.
У такой системы смазки есть свои плюсы и минусы. Основной плюс: это способность работы в любом положении. Например при использовании бензопилы ее можно наклонять под любым углом, делать горизонтальные и вертикальные пропилы. Именно поэтому двухтактные моторы незаменимы в бензопилах и триммерах. А еще двухтактники гораздо легче и проще устроены, а поэтому стоят дешевле.
Минусы двухтактников: повышенный расход топлива (часть топлива просто вылетает в трубу), низкая экологичность, меньшая долговечность и необходимость добавления масла в бензин.
Сколько добавлять масла?
Все производители бензотехники в инструкции указывают соотношение бензина и масла для нормальной работы двигателя. Например в инструкции к велосипедному двигателю F-50 / F-80 написано так:
Во время обкатки двигателя смешивайте бензин с маслом в соотношении 1:16 (используйте любое 2-х тактное масло и бензин с октановым числом не выше 92). После обкатки надо смешивать бензин с маслом в соотношении 1:20.
Как же рассчитать количество масла, которое необходимо добавить? Все очень просто: переводите количество бензина в миллилитры и делите на цифру после двоеточия.
Допустим на заправке Вы залили 3 литра бензина, а производитель рекомендует соотношение 1:20. Переводим бензин в миллилитры: 3 x 1000 = 3000 мл. Затем делим 3000/20 = 150 мл. Значит при таком соотношении на 3 литра бензина надо 150 мл. масла.
Масло можно отмерять при помощи мерного стаканчика или шприца. Также некоторые производители масла делают канистры со встроенным мерным стаканом в который масло поступает через специальный канал в корпусе канистры.
Есть ли способ проще?
Как видим, расчет количества масла очень прост, но не всегда удобно высчитывать объем масла на калькуляторе. Хоть калькулятор есть сейчас в любом смартфоне — это отнимает какое-то время. Как можно ускорить и облегчить этот процесс.
Способ первый: составить таблицу количества масла, распечатать ее на бумажке и держать под рукой. Вот таблица основных соотношений:
Можно сделать таблицу только для «своего» соотношения, она занимает меньше места. Некоторые производители инструмента размещают подобную таблицу на корпусе или в инструкции.
Способ второй: для своего мотора завести мерную бутылочку на стенках которой отметить количество бензина, соответствующего данному количеству масла.
Способ третий: купить специальную канистру для смешивания.
Такая канистра обычно имеет два отделения: большое — для бензина. маленькое — для масла. На отделении для масла есть шкала (или их несколько) для основных пропорций масла и бензина. На большом отделении тоже есть шкала для замера объема бензина.
Все очень просто: наливаем в большое отделение бензин, замеряем его количество, затем в отделение для масла заливаем соответствующее количество масла. Закрываем крышки обоих отделений и наклоняем канистру так, чтобы масло по специальному каналу вылилось в бензин. Трясем канистру — и смесь готова.
Что будет если неправильно смешать бензин и масло?
Самые серьезные последствия ожидают мотор, если масла налить меньше, чем рекомендует производитель, либо вообще залить бензин без масла.
Допустим, производитель рекомендует соотношение 1:20, а вы залили 1:50. Первой пострадает пара цилиндр-поршень, поскольку нагрузки здесь самые высокие. Возможно образование задиров на зеркале цилиндра, а также подклинивание поршня (тепловой клин). В итоге это обернется заменой поршневой.
Если залить масла больше, чем рекомендовано (например в инструкции написано 1:50, а залито 1:20) — увеличится дымность выхлопных газов. Следствием этого могут стать отложения сажи на поршне и в глушителе (глушитель может попросту забиться сажей). Отложения на свече зажигания могут ухудшить искрообразование.
Подведём итоги
Резюмируя вышесказанное: для нормальной работы двухтактного двигателя необходимо соблюдать рекомендации производителя при приготовлении смеси. В этом Вам поможет калькулятор или специальные мерные приспособления.