Я давно уже оценил преимущества передвижения на мопеде в условиях городских пробок. Мопед легкий, маневренный, экономичный и может парковаться почти везде. Но не лишён он и недостатков: при плохой погоде (дождь, гололед, мороз и т.п.) ездить на нём не комфортно и даже опасно. Второй недостаток — мопед нужно где-то хранить ночью и в зимний период. Нужен какой-то гараж, или парковочное место, чтобы укрыть своего железного коня от воров и непогоды. Хорошо если есть гараж или подземный паркинг рядом с домом. Но не всегда наши желания совпадают с возможностями. Потому в городских условиях неплохо было бы иметь такой мопед, который можно легко занести в квартиру и хранить, например, на балконе или в кладовке.
Решил я собрать себе такое средство передвижения, чтобы не стоять в пробках по пути на работу и домой. В этой статье я расскажу с какими трудностями я столкнулся при осуществлении этого проекта.
Выбор двигателя
Раньше (во времена СССР) мопеды собирали на базе велосипедных двигателей серии Д (Д-4, Д-5, Д-6, Д-8). Они выпускались серийно, устанавливались без особых хлопот и стоили недорого.
Сейчас в Китае собираются современные копии этих моторов (F50, F72, F80, 80E, F100). Они очень распространены, продаются во многих мото магазинах. Комплект для установки включает в себя всё необходимое: сам двигатель с карбюратором, бензобак, глушитель, ручки газа и сцепления, катушку зажигания ведомую звездочку и прочие мелочи.
Я решил выбрать для установки мотор F50, поскольку он самый простой, дешёвый и легкий. А главное — он имеет рабочий объем 49,5 см3, то есть полностью соответствует определению мопеда в ПДД. Даже если остановит инспектор ГИБДД — достаточно иметь при себе водительское удостоверение любой категории, чтобы им законно управлять.
Выбор рамы
Для установки веломотора F50 подходит большинство велосипедов. Однако, здесь есть свои нюансы.
Тип рамы велосипеда: у двигателя F50 (и аналогичных) бензин в карбюратор поступает самотёком. Поэтому бензобак должен быть расположен выше карбюратора. В комплекте для установки веломотора идёт бензобак, предназначенный для установки на верхнюю трубу треугольной рамы. Таким образом треугольная рама лучше всего подходит для установки мотора F50.
Это не значит, что его невозможно установить на рамы другого типа. В интернете я видел, что бензобак крепят даже на велосипеды со складной рамой. Но для этого обычно требуется проведение дополнительных сварочных и слесарных работ. Поэтому считаю идеальной для этих целей именно классическую треугольную раму.
В последнее время стали распространёнными рамы типа BMX. Они тоже имеют вид треугольника, но как бы «вытянутого», с более острыми углами. Такие рамы скорее всего не очень подходят для веломотора, есть вероятность, что он просто не впишется в раму.
Размер рамы: чтобы веломотор без проблем поместился внутри рамы велосипеда необходимо правильно выбрать размер рамы. Рама измеряется между осью каретки и точкой пересечения продольной оси верхней трубы с подседельной трубой рамы. Рекомендуется, чтобы размер рамы был не менее 18 дюймов (45,7 см).
Размер колёс: веломотор можно устанавливать на велосипеды с диаметром колес от 20 дюймов. Но опять же есть некоторые сложности для установки на маленькие колёса. Если диаметр ведомой звезды (которая крепится на колесо велосипеда) будет близок к диаметру колеса велосипеда — велика вероятность, что цепь будет слишком близко к перу рамы и придется изгибать перо. Чтобы не возникло проблем — лучше брать колеса не меньше 24 дюймов.
Проблемы при установке мотора на советский велосипед
При выборе велосипеда я думал, что двигатель F50 — это полный аналог советского Д-6 или Д-8, поэтому я решил, что на советский велик он встанет идеально. Но это оказалось совсем не так.
Нашёл я на сайте объявлений вот такой велосипед. Состояние у него оказалось довольно неплохое, краска заводская, колеса 26″, седло мягкое. Я так и не понял что это за велосипед. Возможно это был «Урал» или «Уралец» (наклейка с названием не сохранилась). Если кто опознал этот велосипед — напишите пожалуйста в комментарии. Мне он показался идеальным пациентом для установки веломомтора, но я сильно ошибался.
Проблема с педалями: как оказалось, советский педальный узел совершенно не подходит для установки мотора F50. Педали очень сильно зацепляются за картер двигателя и крутить их из-за этого невозможно.
Есть два пути решения этой проблемы. Первый — это изогнуть шатуны педалей. Для этого шатун нужно зажать в тисках, нагреть горелкой, надеть сверху длинную трубу и отогнуть. При этом изгиб должен быть таким, чтобы педали остались параллельными земле. У такого способа есть недостатки: нужны хорошие тиски и газовая горелка, а также хороший глазомер. К тому же крепление педалей к каретке на советских велосипедах обычно выполнено на клиньях, которые постоянно разбалтываются и начинают издавать сильный скрип.
Второй вариант — купить изогнутые шатуны. Но этот вариант тоже не самый простой. Дело в том, что изогнутые шатуны обычно имеют крепление под квадратный вал каретки. Значит для их установки полностью меняется кареточный узел. Но и с этим не всё так просто. Дело в том, что кареточная втулка на советских велосипедах не имеет резьбы, поэтому современные каретки в неё не поставить. Остаётся запрессовать во втулку промышленные подшипники и подобрать подходящий кареточный вал.
Проблема с задней втулкой. При попытке установить ведомую звезду стало понятно, что без токарных работ не обойтись. Дело в том, что у советских дорожных велосипедов втулка заднего колеса имеет тормозной механизм. Из-за этого её внешний диаметр гораздо больше, чем у безтормозных втулок. Именно поэтому звезду мотора F50 на неё установить невозможно без увеличения внутреннего диаметра.
Поскольку токарного станка у меня нет, я подумал, что можно просто купить звезду от советского мотора и поставить её на заднее колесо. Но, как оказалось, цепи у советских и китайских моторов совершенно разные. Китайский мотор рассчитан под мотоциклетную цепь, а советский — под велосипедную. Таким образом, чтобы поставить советскую ведомую звезду, нужно кроме неё купить еще велосипедную цепь и ведущую звезду. Это в мои планы не входило.
Установка мотора на современный велосипед
Поскольку советский велик и китайский мотор оказались несовместимы (без доработок) — было решено продать советский и купить более современный велосипед. Мой выбор пал на модель Stern Dynamic 2.0 с колесами 26″.
Установка двигателя F50 на этот велосипед тоже не обошлась без переделок. Итак что пришлось сделать:
Отказался от механизмов переключения скоростей. Дело в том, что бензобак при установке на верхнюю трубу рамы «передавливает» все тросики, идущие вдоль трубы без оплетки. По этой причине переключение скоростей становится затрудненным. Можно конечно найти длинную оплетку для тросиков и закрепить её стяжками к раме. Но педали при установке веломотора нужны только для того чтобы разогнаться и запустить мотор, ну и чтобы тронуться с места. Во время поездки крутить их бесполезно (если только Вы не забираетесь в крутую горку). Поэтому я поступил проще: снял с руля шифтеры (манетки), убрал оба троса переключения скоростей и настроил переключатели скоростей на одну скорость.
Отказался от заднего тормоза. Во-первых, тросик заднего тормоза тоже проходит без оплётки по верхней трубе рамы. А во-вторых, на руле появляется рычаг сцепления, поэтому для рычага заднего тормоза просто нет места. В целом передний тормоз справляется с остановкой мопеда на отлично.
Перенёс рычаг управления передним тормозом на правую сторону руля. Потому что ручка «газа» обычно должна быть справа, а ручка сцепления — слева (так уж исторически сложилось на всех мопедах и мотоциклах). Эта переделка совершенно не критичная. Разве что для заядлых велосипедистов, которые привыкли к другому расположению рычагов, будет немного непривычно.
Отказался от велосипедной подножки. Дело в том, что у моего велосипеда подножка крепится к верхнему и нижнему перьям рамы с левой стороны. При этом винты крепления подножки задевали за ведомую звёздочку веломотора (она крепится к спицам заднего колеса с левой стороны). Пришлось снять подножку, но возможно я придумаю как её доработать и установить на место.
В остальном установка моторчика прошла без проблем. Даже не пришлось укорачивать цепь. Процесс установки мотора расписывать не буду. Об этом снята куча видео и написано множество инструкций.
Плюсы и минусы
Установка веломотора на велосипед имеет свои плюсы и минусы. Постараюсь их перечислить.
Плюсы:
- больше не надо крутить педали для быстрого передвижения на велосипеде, это экономит кучу сил и энергии по дороге на работу и с работы, при этом футболка остаётся сухой;
- в отличии от электрического веломотора — не требуется долгая зарядка аккумуляторов, достаточно заехать на любую заправку и плеснуть пару литров 92-го бензина, капнуть в него немного масла и ехать дальше;
- зимой мотор тянет не хуже, чем летом, в отличии от электрических велосипедов, ёмкость аккумуляторов у них сильно падает на морозе;
- мопед получается довольно лёгким, входит в грузовой лифт и на любой балкон;
- расход бензина около 2 литров на 100 километров, я неделю езжу на работу и с работы без дозаправки;
- цена бензинового мотора довольно невысока, новый комплект — порядка 10-15 тыс. рублей;
- запчасти на мотор распространены и стоят недорого.
Теперь о недостатках (куда же без них):
- самый главный недостаток — запах бензина, из-за этого хранить в квартире его невозможно, надо выносить на балкон;
- для заправки нужно возить с собой масло и добавлять его в бак в нужной пропорции;
- мотор утяжеляет велосипед примерно на 11 кг, таскать его уже не так просто как велосипед без мотора;
- мотор шумит, поэтому проехать незамеченным по тихому дворику не получится;
- нет защиты от непогоды, как и на любом велотранспорте;
- после установки мотора велосипед превращается в мопед, а для управления мопедом нужно водительское удостоверение, со всеми вытекающими последствиями.
В статье я попытался честно описать свой опыт установки мотора на велосипед. Если у Вас есть какие-то вопросы или дополнения — пишите комментарии, буду рад ответить.